Барон Олшеври.

Наш паровоз, вперёд лети...


Летающий паровозВ давешнем обзоре паровозов-канатоходцев, паровозов-лыжников и других чудо-локомотивов мы совершенно незаслуженно обошли вниманием такую интересную сторону материального мира, как паровозы летающие. И зря. Спешим исправить это досадное недоразумение. Благо, такие паровозы, как ни удивительно, в самом деле оставили в небесах свой след.


Итак, начинаем обзор летающих паровозов.


Сразу оговоримся, что летающим паровозом будем считать транспортное средство, имеющее паровой двигатель и способное летать. Как и куда летать – вопрос второй. Например, первое, что вспоминается, когда начинаешь думать о летающих паровозах, это вот эта знаменитая фотография:


Падение поезда


Однако паровозы способны летать не только сверху вниз.

Многие, наверное, помнят летающий паровоз времени из кинофильма «Назад в будущее». Вот этот кадр:


Паровоз времени


Но немногие, наверное, знают, что Док – не первый в мировом кинематографе ебанутый профессор на летающем паровозе. Ещё в 1904 году на экраны вышел фильм Жоржа Мельеса Le voyage à travers l’impossible, в котором на паровозе (оборудованном подводной лодкой и дирижаблями) летает ебанутый профессор Мабулофф. Причем не куда-нибудь летает, а в космос.


Кадр из Невероятного Путешествия Ж. МельесаКадр из фильма Ж. Мельеса


Терпеливые могут посмотреть эту восхитительную ленту целиком (20 минут). Вот ссылка для p2p-программы emule.


Мельес, конечно, глумится и гонит откровенный трэшак, но, по чести говоря, в его время реальные надежды на силу пара были ещё весьма велики. Да и не только надежды. Пар в самом деле использовался для самых разных целей. И, если бы на рубеже XIX и XX веков не были бы очень своевременно освоены/изобретены электричество и двигатель внутреннего сгорания, мы бы, вполне возможно, по сей день пользовались силой пара, а всё вокруг выглядело бы более или менее так, как описывают авторы, работающие в жанре «стимпанк». На пару работало бы всё – от паровозов до компьютеров.


(Характерные примеры стимпанка в литературе – «Машина различий» Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона и отчасти весь цикл о плоском мире Терри Пратчета, в игровом кино – «Клуб выдающихся джентльменов», в аниме – Steamboy, «Война Сакуры», отчасти – «Лапута, замок в небесах»;).


О том, что паровозы ездили, а пароходы плавали, все знают. Но мало кто знает, что ещё и летали паролёты. И не только в кино.


Например, ещё в 1887 году киевский инженер Гершвенд выпустил брошюрку, в которой описывал «Общее основание устройства воздухоплавательного парохода (паролета)». Паролёт должен был быть реактивным и работать на керосине. Керосиновая горелка нагревала бы воду в семипудовом котле, получавшийся пар под давлением вырывался бы сзади через сопло. Паролет загонялся бы по наклонным рельсам снизу вверх и взлетал бы. Вот чертёж:


Паролет Гершвенда


Ещё раньше, в 1843-м, была запатентована «летающая паровая позка» Уильяма Сэмюэла Хенсона.


Летающая паровая повозка Хенсона


Это рисунок, понятное дело. Повозка Хенсона не летала.


Примерно в то же время строил свои паровые летательные аппараты «Авион III» и «Эол» французский изобретатель Клемент Адер. На Авионе были установлены аж две паровые машины, на Эоле – одна. Как летал Авион, никто не видел, но Адер утверждал, что летал. Эол в самом деле взлетел – на высоту нескольких сантиметров! – и пролетел без посадки целых 50 метров. Поворачивать на нём было невозможно, к сожалению.


Вот это один из паролётов Адера (Эол) –


Паролет Эол


а вот второй (Авион III) –


Авион III


Авион III


Авион III


Авион III


И паровая машина к нему:


Двигатель паролёта Адера


Пресловутый «самолёт Можайского», столь милый любителям русских слонов, тоже был оборудован двумя паровыми двигателями. Правда, тоже не летал. Вот он:


Самолёт Можайского


Впрочем, в реакционной царской России паровоз и не мог взлететь.